Рисуем профиль головы подростка Кистью в режиме Образцы традиционным путем — наносим мазок за мазком. Получаем изображение с обводкой -. две линии (работа слева). Если это изображение побелить и разместить на черном фоне, оно зазвучит иначе (справа).
Если исходное изображение Разъединить, образуется рисунок в три линии (внизу слева). Если зачернить, получаем работу, выполненную традиционным путем — кистью и тушью.
Все приведенные варианты пригодны для осуществления линейного приема. Теперь рассмотрим, как в CorelDRAW можно обойти традиционную процедуру—нанесение мазка за мазком. Рисуем тот же профиль головы подростка Карандашом, все Группируем (или все выделяем) и на панели свойств Кисти назначаем необходимую ширину линии — наш рисунок мгновенно превращается в изображение, выполненное Кистью. Примечательно здесь то, что Кисть перенимает у карандашного рисунка толщину обводки.
Если карандашный рисунок не Группировать, а Соединять, то после Разъединения кистевого изображения получаются два независимых Соединения. Иначе говоря, мы одномоментно извлекаем из кистевого изображения Управляющий объект.
Посмотрите, как легко, следуя таким путем, преобразовывать карандаши^ -рисунки в кистевые. Одно касание ширины линии у Кисти на панели свойств — и все четыре рисунка, приведенные на с. 12, превращаются в кистевые изобр i жения.
Если ваш компьютер с небольшим ресурсом — производите эту процедуру с каждым рисунком отдельно. Возьмите в привычку испытывать Кистью каждый рисунок, созданный Карандашом. Для этой цели подходят и изображения, произведенные другими инструментами, например Многоугольником, Эллипсом, Прямоугольником, а также работы, полученные «гибридным» путем, то есть во взаимосвязи Кривых, Фигур и даже Текста. Давайте рассмотрим перечисленные выше ситуации по отдельности и подробно. В качестве исходных будем брать изображения, созданные ранее. Испытываем Кистью пейзаж, созданный на с. 11. Результаты экспериментов следует делать минимум в двух вариантах — побеленный и черненый.
Обратите внимание: прямые линии (стены и кровля церкви) нисколько не изменились. Компьютер словно понимает, что так вернее.
В некоторых случаях необязательно испытывать Кистью изображение це ликом — это можно делать с фрагментами.
Теперь поработаем Кистью с детьми, которых я нарисовал на с. 14-15.
Наблюдая за поведением кистевых линий, отметим, что в некоторых случаях эмоциональное состояние человека они передают выразительнее, чем карандашные линии. Секрет здесь кроется в том, что Кисть несколько переиначивает ход линий и зачастую вычерчивает то, чего бы нам хотелось достичь Карандашом. Разве это не веский аргумент, чтобы испытать свои работы Кистью?!
Теперь Карандашом рисуем портрет девушки. Переводим его в кистевое изо бражение. Черним. Видим, что эмоциональное состояние девушки на всех изо бражениях осталось прежним. Это говорит о том, что Кисть не всегда вносит ко ррективы в рисунок.
Обсудим, какими мазками Кисти пользоваться в режиме Образцы. На мой взгляд, самыми подходящими для художественной работы являются только три, которые начинаются и заканчиваются острием, а в средней части имеют расширение. Основа у этих мазков одинаковая. Отличаются они друг от друга шириной в средней части, которая совсем незначительна. Второй от верха мазок — самый тонкий. Я пользуюсь исключительно им. Посмотрите, как просто создаются этим мазком листики растений. Рисуем Кистью, выставив на счетчике ширину линии порядка 10-12 мм (по расширению в средней части мазка), — и вся работа. Чтобы добавить листикам прожилку, Разъединяем изображения.
Если листики зачернить, а прожилкам назначить белую обводку, изображения зазвучат иначе. Можно удвоить прожилки путем тиража.
С Разъединенными листиками (1) можно работать Кистью и дальше. По-вто рно обрабатываем каждый, используя минимальную ширину линии. Полу-ча ем изображение с двойным замкнутым контуром, включая прожилку (2). В Ра зъединенном состоянии листики выглядят иначе (3). Конструкция представляет собой четыре элемента (4), один из которых можно удалить — контур прожи лки (он на четвертом изображении слева).
Именно повторной обработкой Кистью я создавал сосновую шишку с хвоей и цв еточную композицию.
И все же главное назначение Кисти — работа над художественными изобра жениями. Работайте Кистью сразу, не применяя Карандаш. Ставьте перед со бой иллюстрации картин, рисунков, скульптур больших мастеров и воспроизводите на экране монитора.
У нас в арсенале великое множество инструментов, которыми в любой момент можно исправить ошибку. Не как у вечно перепачканных краской и дс крайности замученных ухищрениями по избавлению от нечаянных мазков и клякс традиционных художников. Там, где требуется, применяйте черные заливки. Это приемлемая составляющая графических работ.
Осваивая таким образом технику линейного приема, пусть пока по наитию, вы приобретаете опыт, который мы вскоре будем совместно обогащать. Чтобы воспроизвести тонкой Кистью рисунок Леонардо да Винчи — голову Иуды к «Тайной вечере» — и портрет В. И. Качалова, созданный В. Серовым мне пришлось работать в большом формате, а затем пропорционально уменьшить изображения. Таким образом, Кисть обретает гораздо меньшую ширит линии, чем предельная — 0,762 мм. Помните! Доводка кистевых работ в «уменьшенном формате» чревата тем что ширина линии восстанавливается до 0,762 мм. Поэтому доводите работы е большом формате.
Крайне важно, чтобы вы наилучшим образом научились владеть Кистью сейчас. Потому что скоро будет иная работа — правильно изображать конкретные вещи. Доведите владение Кистью до такого совершенства, чтобы мазки выглядели изящно, рождались играючи (без всяких усилий), для каждого случая были оптимальной ширины. Не забывайте пользоваться Сглаживанием. При движке в положении 0 Кисть «документально» воспроизводит малейшие колебания руки, отчего мазки выходят корявыми. При движке в положении 100 — Кисть повторяет движение руки в общих чертах, зато мазки получаются довольно гладкие (пластичные). При движке в положении 50 — Кисть усредняет движение руки и пластику.
Однако если вы работаете быстрыми (уверенными!) движениями — и при нулевом положении движка, — мазки получаются верной формы и гладкими. Напротив, при положении движка 100 и медленной (неуверенной) работе мазки безобразно корявые. Поэтому я призываю вас работать как можно больше. Практика нарабатывает скорость и верный ход руки. Рассмотрим работу Кисти (режим Образцы) в дизайне. Используем для это- 'о орнамент, созданный на с. 24.
Орнамент, каков он есть (в покраске и Сгруппированный), переводим в кис- 'евое изображение, выбрав ширину линии 0,762 мм.
Если получившееся изображение побелить, орнамент станет таким:
Если побелить исходное изображение, а затем обработать его Кистью, оно зазвучит следующим образом:
Теперь берем по фрагменту из трех орнаментов, сложенных из линий, кот: рые созданы на с. 73-74, и обрабатываем их Кистью. Фрагменты превращают: i в замкнутые объекты — зрелищность возрастает, хотя несколько проигрывае* ажурность.
Обрабатываем Кистью изображение, созданное на с. 83. Затем Разъединяем, удаляем верхний слой, а оставшиеся Разъединяем снова. Опять удаляем верхний слой, а остаток Соединяем. Получаем изображение, ничем не похожее на исходное.
Прямоугольником и Пересечением извлекаем фрагмент из сложившегося изображения и строим ленточный геометрический орнамент.
Из ленточного орнамента формируем сетчатый геометрический орнамент.
Не забывайте извлекать фрагменты не только перемещением прямоугольника по поверхности изображения, но и его поворотами под различными углами. Так можно получить массу новых орнаментов.
Теперь экспериментируем с восемью изображениями, созданными на с. 107.
Здесь последовательность действий до определенного момента остается ¦эежней. Обработав Кистью изображение, Разъединяем его. Удаляем верхний :лой, остальные снова Разъединяем. Далее поступаем иначе: верхний слой со- :аняем, а остальные удаляем. Этот слой представляет собой единый замкну- гь й объект.
Извлекаем у слоев фрагменты и создаем из них ленточные орнаменты.
Аналогично действуем с каждой исходной фигурой.
Из этих линеек создаем ленточные орнаменты путем добавления зеркальных копий снизу или сверху, а также применяя некоторое наложение одной на другую.
Если подобным образом работать с орнаментами, созданными к с. 109-110, получатся такие линейки:
Развитие темы может иметь любопытное продолжение. Перед вами орнамент, созданный нас. 201:
Верхней линейкой я Исключаю часть нижней и на ее место устанавливаю нижнюю (обработанную). Получается следующее изображение:
Если это изображение побелить (обводки у него нет) и поместить на черную эдкладку, выглядеть оно будет так:
Сама по себе линейка, обработанная Исключением, смотрится неплохо, а в но вых сочетаниях с копиями дает неплохие результаты. Ее легко переиначить, удалив часть элементов, и пускать в дело.
Таким образом, мы можем получить десятки новых орнаментов: