Изобразительные искусства — раздел пластических искусств, объединяю щий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобразительные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, пере живания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи. Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительно сти, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Используются монохромная живо пись (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвя занных цветовых тонов (красочная гамма), локальный неизменяемый цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в ос вещении предметов и их положении в пространстве, рефлексы, отражающие взаимодействие различно окрашенных предметов. Общий живописный тон по зволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, валеры обра зуют тончайшие градации тона. На непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного освещения и воздушной среды (пле нэр). Выразительность живописи определяется также характером мазка и об работкой красочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства звязана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и хо лодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, име-: щей подмалевок и лессировки. Жанры живописи: исторический, бытовой, ts тальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются: монументально-декоративная живопись (стенные роспи: плафоны, панно), станковая живопись (картина), декорационная живопись (те атральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, и-: нопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама панорама. Основные технические разновидности — масляная живопись, живопись е : дяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (а секко), темпер клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, сили катными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пас тель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений. Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которог: имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластиче ских материалов. Скульптура изображает, главным образом, человека, реже — животных, ее главные жанры — портрет, исторические, бытовые, символиче ские, аллегорические изображения, анималистический жанр. Художественно- выразительные средства скульптуры — построение объемной формы, пласти ческая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случа ях также цвета. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости фона). Монументальная скульптура (памятники, монументы) свя зана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой сте пенью обобщения, крупными размерами. Монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и ком плексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парко вая скульптура). Станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углубленное содержание. Мате риалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.; методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др. Графика — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печат ные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), осно ванные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назна чения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Выразительные средства гра фики — контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное со отношение. Стилистические средства графики разнообразны — от беглых, не посредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций — изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выраже ния, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размноже ния, создания циклов и серий, графика широко используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура). Модерн (франц. moderne — новейший, современный) — стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX века. Представители модерна использовали новые технико-конструктивные средст ва, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэти ка символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Модернизм — общее обозначение всех авангардистских направлений в изобразительной культуре XX века, программно противопоставивших себя тради ционализму в качестве единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего». В более строгом историческом смысле — ранние стили стические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом. Постмодернизм — совокупность тенденций в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XX века, связанных с радикальной переоцен кой ценностей авангардизма. Утопические устремления прежнего авангарда :менились более самокритичным отношением искусства к самому себе, война : традицией — сосуществованием с ней, принципиальным стилистическим мюрализмом. Постмодернизм, отвергая рационализм «интернационального стиля», обратился к наглядным цитатам из истории искусства, к неповторимым особенностям окружающего пейзажа, сочетая все это с новейшими достижениями строительной технологии. Изобразительное творчество постмодернизма (ранним рубежом которого стал поп-арт) провозгласило лозунг «открытого искусства», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. В этой ситуации преж нее противостояние традиции и авангарда утратило свой смысл. Авангардизм, авангард — совокупное название сложившихся в 1900-е годы художественных тенденций, для которых характерно программное, выражен ное в полемически-боевой форме (отсюда само имя, взятое из военно-полити ческой лексики) противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как окружающим социальным стереотипам в целом. Как и предварившие его направления модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобра зование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую рево люцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, — при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо бо лее решительными, анархически-бунтарскими. Символизм — направление в литературе и искусстве конца XIX — начала XX века, проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действи тельность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах, — художественное выражение посредством интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Индивидуализм — нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества. Индивидуализм включает широкий диапа зон ориентации — от принципов свободного развития личности до эгоизма и анархического нигилизма. Мистицизм — вера в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним. Мистицизм — умонастроения и уче ния, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривает ся в мистике. Как философская доктрина — разновидность интуитивизма и ир рационализма. Интуитивизм — течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Рационализм (от лат. rationalis — разумный, ratio — разум) — 1. Философ ское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Научное (то есть объек тивное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума — одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм — один из философских источников идеологии Просвещения. 2. Движение в архитектуре XX века, стремившееся выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребно стям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. Рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструк ции и функционально обусловленной пространственной структуры. Иррационализм — обозначение течений в философии, которые в противо положность рационализму ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, ин стинкт, «бессознательное» и т.п. Просвещение — идейное течение XVII—XVIII веков, основанное на убежде нии в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соот ветствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человече ских бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за поли тическую свободу, гражданское равенство. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в XIX—XX веках идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний. Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля). 1. Направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. 2. Деятельность, не считающаяся с объективными условиями, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц. Формализм — в искусстве, эстетике и других гуманитарных науках — об щее название направлений, придающих первенствующее значение форме пе ред содержанием, внешнему выражению. Проявляется в неукоснительном следовании правилам этикета, ритуала даже в тех случаях, когда жизненная си- туация делает это бессмысленным, в преклонении перед буквой закона пр. пренебрежении к его духу, в искусстве — в признании «чистой» формы единг венно ценным художественным элементом. Абстракционизм — направление в изобразительном искусстве XX века, по следователи которого изображают реальный мир как сочетание отвлеченнь форм или цветовых пятен. Абстракция — форма познания, основанная на мыс ленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении о* других, частных его свойств и связей; общее понятие — как результат процесс; абстрагирования; синоним «мысленного», «понятийного». Основные типы абст ракции: изолирующая абстракция (вычленяющая исследуемое явление из некс-торой целостности), обобщающая абстракция (дающая обобщенную картиь. явления), идеализация (замещение реального эмпирического явления идеализи рованной схемой). Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному. Футуризм — формалистическое направление в искусстве и литературе начала XX века, отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, кото рый должен был бы разрушить все традиции и приемы старого искусства. Кубизм — формалистическое направление в изобразительном искусстве начала XX века, последователи которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел (куба, конуса, граней), призванны> выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства. Кубофутуризм — направление в искусстве начала XX века, наиболее ха рактерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившегося соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», то есть во времени). Супрематизм — направление в абстрактной живописи — стиль положен ный К.С.Малевичем в основу своих художественных экспериментов 1910-х го дов. К.С.Малевич считал его высшей точкой развития искусства, которому свойственны геометрические абстракции из простейших фигур (квадрат, пря моугольник, круг, треугольник). Фовизм (от франц. fauve — дикий) — течение в живописи, существовавшее в 1905—1907 годах, со стремлением к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма. В пейзажах, интерьерных сценах, натюрмортах фовизм выразил себя в резком обобщении объемов, пространства, рисунка. Направления изобразительных искусств Новые дикие — направление в изоискусстве 1980—1990-х годов. Возникло на волне новой моды на экспрессионизм и фовизм (отсюда само название, на поминающее о фовистах как «старых диких»). Тяготели к импульсивной эмо циональности самовыражения, противостоящей концептуальному искусству или гиперреализму. Живопись, графика и скульптура «новых диких» обычно, сохраняя фигура-тивность, отличаются своеобразным «варварским лиризмом» (близким новей шим течениям поп-музыки), включают массу загадочных знаков. Нередко смыкается со стилем граффити. Граффити. 1. Различные надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены. Могут быть магическими заклинаниями, тайными символами религиозных сект, могут носить чисто бытовой характер, обозначая собственность или являясь своеобразной перепиской, обменом информацией. Диапазон современных граффити весьма велик — от политических, обычно оппозиционных, несанкционированных лозунгов — до всякого рода любовных изъявлений и непристойных надписей в общественных туалетах. 2. Направление в авангардизме последней четверти XX века, ориентирующееся на самодея тельные уличные росписи молодежных «тусовок»; кричаще яркие рисунки, обычно исполненные спреем в манере красочной психоделики. Для граффити специально отводятся урбанистические зоны, что способствует его вводу в про фессиональное русло. Также стиль граффити применяется в станковом и монументальном искусстве. Поп-арт, общедоступное искусство — модернистское художественное течение, возникшее в середине XX века в США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, поп-арт культивирует якобы случайное, часто парадоксальное сочетание готовых бытовых предметов, механиче ских копий (фотография, муляж, репродукция), отрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы и т.д.). Импрессионизм (от франц. impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Им прессионизм зародился в 1860-х годах, во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. Постимпрессионизм (от лат. post — после и импрессионизм) — общее название течений в живописи конца XIX — начала XX века, возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессио низм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивь материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живопис ных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам. • декоративно-стилизующим и формальным приемам. Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) — направление в искусстве первой половины XX века, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью ис кусства. Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напря женности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии. Экспрессия — выразительность; яркое, значительное проявление чувств, настроений, мыслей. Дадаизм (франц. dadaisme, от dada — конек, детский лепет) — авангардистское направление в искусстве 1916—1922 годов, выражающееся в иррационализме, своеобразном художественном эпатаже — заборных каракулях, псевдочертежах, комбинациях случайных предметов. Сюрреализм (франц. surrealisme, букв. — сверхреализм) — направление в авангардистском искусстве XX века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая дос товерность. Конструктивизм — направление в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне XX века, поставившее своей целью художественное освоение воз можностей современного научно-технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось на базе кубизма и футуризма, разделившись вскоре на два обособленных (хотя и постоянно взаи модействующих) потока: «конструктивизм социальный», тесно связанный с за дачами «социальной инженерии», создания нового человека путем радикального преобразования окружающей его предметно-материальной сре ды, и «философский конструктивизм», ставящий социально-преобразователь ные цели в более отвлеченно-созерцательном плане (прежде всего — в различных видах геометрической абстракции). Обе традиции вошли в кине-тизм, пародийно отразившись в деконструктивизме. Деконструктивизм — тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре последней четверти XX века, пародийно противостоящие конструктивизму с его культом жизнестроительной рациональности. Нагромождения мусора, ржавых останков современной цивилизации в ассамбляжах «нового реализ ма», имитация элементов руин, катастрофических повреждений в некоторых образцах архитектуры постмодернизма, археологизма и стиля «новых диких» могут служить характерными его примерами. Археологизм — направление в изобразительном искусстве последней четверти XX века — конструирование в виде проектов и макетов этнографических этюдов или полуфантастических «моделей истории» с приметами древних или современных (обращенных в руины) цивилизаций. Кинетизм, кинетическое искусство — направление в изокультуре, обыгры вающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных со ставляющих его форм. Элементы кинетизма издревле существовали в виде разного рода ручных или механических трюков, оживлявших скульптуру, архитектуру, прикладные искусства. В XX веке в русле конструктивизма он как течение обособляется окончательно в отдельных скульптурных объектах, приводимых в движение техникой, вручную или природными стихиями. Не редко дополнительно используются звуковые и световые эффекты; прежние электромеханические принципы управления сменяются программно-компью терными. Концептуальное искусство, концептуализм — разновидность постмодер низма, сложившаяся к концу 1960-х годов и поставившая своей целью переход эт вещественных произведений к созданию более или менее свободных от материального воплощения художественных идей (или так называемых концептов). Творчество осмысляется здесь как близкий по духу хэппенингу и пер- зормансу, но, в отличие от них, зафиксированный в стабильной экспозиции "эоцесс вовлечения зрителя в игру подобных концептов. Последние могут быть ¦эедставлены фрагментами текстовой и изобразительной информации, в виде гафиков, диаграмм, цифр, формул и других визуально-логических структур мбо (в более индивидуализированных вариантах концептуального искусства) 1 виде надписей и схем, декларативно повествующих о намерениях художника. Хэппенинг (англ. happening, от happen — случаться, происходить) — на бавление в постмодернизме, перешедшее от создания эстетических объектов низведениям-процессам, то есть к «художественным событиям», осущест- вляемым либо самим художником, либо помощниками и зрителями, действую щими по его плану; так называют и само это произведение-событие или «акцию». Его предвестиями были нарочито загадочные, «заумные», порой скандальные акции художников и поэтов футуризма, дадаизма. Хэппенинги по духу своему тесно связанные с театром абсурда, могут быть своеобразными микроспектаклями с элементами сюжетности и сложным реквизитом либо бо лее отвлеченными ритмическими, динамичными или стабильными компози циями. В них неизменно акцентируется свободное «пространство игр: которое должен прочувствовать зритель-соучастник. Особую популярность с - ¦ обрели с периода возникновения поп-арта и концептуального искусства, нере; ко включая элементы видеоарта, феминизма, примыкая к разного рода col ально-политическим и экологическим движениям в качестве наглядю пропаганды. К хэппенингу тесно примыкают часто с ним отождествляемые t: ди-арт и перформанс. Боди-арт (англ. body art, от body—тело и art—искусство) — вид художест венного творчества, где главным объектом является тело самого художник (или статиста), а содержание раскрывается позой, жестами, покрывающими те ло знаками. Возник на ранней стадии авангарда (скандальные эскапады, татуи ровки и грим футуристов), но получил особое распространение в перис: постмодернизма. Перформанс {англ. performance, букв. — представление) — вид художест венного творчества, объединяющий возможности изоискусства и театра. Ему предшествовали «живые картины», но окончательно он сложился в акция- представителей дадаизма и в особенности концептуального искусства. В отли чие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в пер- формансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами жестами и позами. Психоделика, психоделия (от др.-греч. psyche — душа и delos — ясный) — стилистические черты, сложившиеся в западной молодежной контркультуре середины XX века и оказавшие влияние на моду и декоративный дизайн. Выде ляются ярким, радужным колоритом (как бы имитирующим состояние нарко тического транса) и прихотливыми орнаментами, восходящими к традиции стиля модерн. Гиперреализм, фотореализм — направление в изобразительном искусстве последней трети XX века, сочетающее предельную натуральность образов с эф фектами их драматического отчуждения. Живопись и графика тут зачастую уподобляются фотографии (отсюда его второе название), скульптура представляет собой натуралистические тонированные слепки с живых фигур. Многие мастера гиперреализма близки поп-арту с его пародиями на фотодокумент и коммерческую рекламу; другие же непосредственно продолжают линию магического реализма, сохраняя более традиционные структуры станковой композиции. Новый реализм — направление в изобразительном искусстве Франции и Швейцарии, родственное американскому поп-арту. Наиболее характерные про изведения «новых реалистов» (Армана, Сезара, Н. де Сен-Фаль, Ж. Тэнгли) менее зависимы по стилю от коммерческой рекламы, анархически деконструктивны, представляя собой своеобразный иронический городской фольклор. Традиционализм — обобщенное наименование художественных направлений, противостоящих радикальным устремлениям авангардизма. Традиционалистские тенденции непосредственно продолжают стили прошлого, такие, как классицизм и романтизм, а также новые направления, уже ставшие классическими (импрессионизм, модерн), избегая резкой, «революционной» художественной тактики. Активно противоборствуя в культуре XX века, традиция и авангард тем не менее постоянно сосуществуют или непринужденно перемежаются. Компромиссными, авангардно-традиционными могут быть целые направления, в частности метафизическая живопись или магический реализм, а также все тенденции постмодернизма. Реализм в искусстве — понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Ведущие принципы реализма XIX—XX веков: объ ективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и ис тинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации — конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей; предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество», особенно к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания. Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — стиль и направление в литературе и искусстве XVII — начала XIX века, обратившиеся к античному насле дию как к норме и идеальному образцу. Основываясь на идеях философскогс рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Неоклассицизм — общее название различных течений в искусстве второй половины XIX и XX веков, обращавшихся к традициям искусства античности, эпохи Возрождения и классицизма. Неоклассицизмом часто называют также классицизм XVIII — начала XIX века, в отличие от классицизма XVII века. Романтизм — направление в искусстве конца XVIII — первой половины XIX века, выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображе нию идеальных героев и чувств. Как стиль творчества и мышления остается од ной из основных эстетических и мировоззренческих моделей XX века. Парадоксальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; повы шенную рефлективность творчества — с открытием мира бессознательного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, — с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь; индивидуальный бунт—с растворением в народном, родовом, национальном. Эту изначальную двойственность роман тизма отражает его теория иронии, которая возводит в принцип несовпадение условных стремлений и ценностей с безусловным абсолютом как целью. К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль или предромантизм, но переворачивалась сама иерархия общего и единичного); интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое ис толкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления — обладанию, динамики — статике; эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест; эстетизацию быта, мо рали, политики. Направления изобразительных искусств I 439 Маньеризм {итал. manierismo, от maniera — манера, стиль) — направление в западноевропейском искусстве XVI века, отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Произведения манье ристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др.). Барокко (итал. Вагоссо, букв. — причудливый, вычурный) — стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца XVI до середины XVIII века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архи тектуре и изобразительном искусстве. Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения, однако в связи с радикальным изменением главной эстетической установки (уже не сотворческое следование природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты) придал этим принци пам новый грандиозный размах, бурную динамику, изощренную декоратив ность. Магический реализм — тенденция в изобразительном искусстве XX века, занимающая промежуточное положение между сюрреализмом и традициона листскими стилями типа классицизма или романтизма. Для представителей ма гического реализма характерна тщательная проработка бытовых и пейзажных деталей при одновременном акцентировании черт романтического отчуждения, скрытого символизма, благодаря чему исходный мотив обращается в некий сон наяву. Магический реализм свойствен многим произведениям представителей «новой вещественности», метафизической живописи. Прецизионизм (англ. precision — точность, четкость) — художественное направление, наиболее характерное для американской живописи 1930-х годов. Его мастера воспроизводили нарочито безлюдные мотивы современной промышленности, первозданной природы, придавая им максимальную формаль но-композиционную четкость и в то же время поэтическое обаяние. Метафизическая живопись — направление, сложившееся в итальянском изобразительном искусстве в 1910-х годах. Противопоставила футуризму, технократически устремленному в будущее, принципы поэтической созерцатель ности и покоя, идею возврата к «классическим ценностям». Став одним из преддверий сюрреализма, метафизическая живопись развивалась и как само стоятельная тенденция, близкая магическому реализму. 44D Техника рисунка Новая вещественность —течение в немецкой живописи 1920-х годов — вариант неоклассицизма. Художники «новой вещественности» создавали образг застывшего, кристаллически ясного мира, отчужденного от человека, а также средствами «новой вещественности» выражали бездушие современной цивилизации, использовали их для создания гротескных социально-критически образов. Карнавализм — направление в русском изобразительном искусстве советского периода, особо характерное для 1970—1980-х годов. Вводя элементь сюрреализма, это направление, свойственное и «подпольному», и допускаемому на выставки искусству, проникнуто лукавым настроением карнавала, дерзкс независимо и насмешливо по отношению к канонам социалистического реализма. Скрытый символизм — символический подтекст, замаскированный в речевом высказывании или художественном произведении. В более узком смысле — вольнодумные политические намеки в искусстве, создаваемом в условиях усиленного цензурного гнета. Социалистический реализм — термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х годов для обозначения «основного метода» литературы, искусства и критики, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма». Эстетическое понятие «реализм» было соединено с определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Попытки (с конца 1950-х годов) расширить «теоретическую базу» данного направления (постулаты народности искусства, а затем социалистического гуманизма) не способствовали эстетическому обоснованию социалистического реализма как художественного метода. Его требования фактически превратились в запреты, тормозившие творчество, на долгие годы устранявшие из духовной жизни на рода талантливые произведения и стимулировавшие создание посредственных конформистских произведений, следовавших плоским пропагандистским установкам. Попытки расширить «теоретическую базу» социалистического реализма идеями «народности», «социалистического гуманизма» или принципом эстетически «открытой системы» не изменили официальный статус и идеологическую природу понятия. К концу 80-х годов социалистический реализм становится историко-литературным термином.
Примитивизм — совокупное название тенденций в художественной культуре (главным образом в XX веке), опирающихся на архаические, «примитив ные» формы творчества: первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки, Америки, Океании или местный крестьянский и городской фольклор и самодеятельное «наивное искусство». Примитивистские веяния в той или иной степени свойственны большинству авангардистских течений на шего века—от фовизма, экспрессионизма и сюрреализма до «новых диких». Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Возникло в позднем палеолите около XXXIII тысячелетия до н. э., отражая условия жизни и воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и движения пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселе ния, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Ки тая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земле дельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. Звериный стиль — условное общее название широко распространенных в искусстве древности стилизованных изображений отдельных животных, частей их тела или композиций из нескольких животных. Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннекласси-ческих государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в на родном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента. Тотемизм — комплекс верований и обрядов первобытного общества, свя занных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и так называемыми тотемами — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего то- т ема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Лубок, народная картинка — вид графики, изображение с подписью, отли- нающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного "ворчества. Наивное искусство — условный термин, которым обозначают стиль творче ства самодеятельных, не получивших профессионального образования худож ников. Часто это понятие используется как синоним примитивизма, но = последнем речь скорее идет о профессиональном подражании непрофессио нальному. Историческая база «наивного искусства» — народное художествен ное творчество. «Наивное искусство» чрезвычайно разнообразно, но четкс выделяются общие его черты: свежесть, особая задушевность мировосприя тия, подражание профессиональным «большим» стилям (на грани их пароди рования), тесная связь с поэтикой фольклора. Карикатура — изображение, в котором комический эффект создается со единением реального и фантастического, преувеличением и заострением ха рактерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями. Шарж — изображение действительности, преувеличенное до неправдопо добия с комическими целями. Шарж прежде всего воспроизводит действитель ность; подобно всякому художественному изображению, он отбирает характерные черты действительного явления и заставляет эти черты выступать с большей отчетливостью, чем это имеет место в жизни. Аллегория {греч. allegoria — иносказание) — изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и обра зом устанавливается по сходству (лев — сила, власть или царственность). Образ. 1. В психологии — субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последова тельность событий. 2. Образ художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произве дения. Символ {греч. symbolon — знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема) — знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию. В отличие от образа, символ не самодостаточен и «служит» своему денотату (предмету), требуя не только переживания, но так же проникновения и толкования.