За счет чего или каким образом мы видим цилиндр и призму? Посредстзом улавливания отражаемого цилиндром и призмой света солнца, электрической лампочки, свечи. Когда же мы смотрим на солнце, электрическую л ампочку, свечу, то улавливаем объекты, излучающие свет. И в том и в другом случае это явление называется зрением. А свет — это оптическое излучение, и ли электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых нашим зрением. Способность глаза различать цветность видимых объектов называется цв етовым зрением. Цвет —свойство света вызывать определенные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого или пускаемого излучения. То есть каждая точка в зрительном интервале частот возбуждает в наших глазах определенное цветовое ощущение. Если разбить зри тельный интервал частот на семь частей и рассмотреть их в начальных точках, получится палитра из семи цветов. Но чтобы иметь палитру, воспроизводящую все краски природы, следует разбивать на гораздо большее число. В компьютерах (режим 32 бита) «деление» исчисляется в миллиардах. Цветовым контрастом называется ощущение изменения цвета, вызываемо е одновременным или предварительным воздействием на глаз излучений дру гого цвета. Например, серое поле на белом фоне темнее, а на черном светлее
Я неслучайно затронул тему цветового контраста. Наверняка вас не раз вводил в заблуждение факт, что работы «осветлялись», когда их помещали на черную подкладку. Это происходит именно из-за цветового контраста. В определенных случаях даже стоит прибегать к «подтемнению», но это не правило.
Вернемся к нашим фигурам. Отражение света от цилиндра и призмы может иметь различные показатели в зависимости от отражающих свойств их поверхности. Поверхности могут быть зеркальными и диффузными, а также любыми другими между двумя этими предельными случаями. То есть фигуры могут иметь шероховатую, матовую (следовательно, диффузную) поверхность. А могут быть шлифованными, гладкими (с зеркальной поверхностью). Кроме того, поверхности могут быть плоскими — ровными, выпуклыми — вы ступающими, вогнутыми— вдавленными, рельефными— с выпуклостями и углублениями по отношению к плоскости фона. Все это мы должны учитывать, когда работаем над изображениями. Без разницы, линейный или тоновый используем прием. Нас подстерегают и другие трудности. Предметы могут освещаться не одним источником света, а несколькими. Практически каждая вещь содержит отражения (засветы, блики, рефлексы), исходящие от «зеркалящих» предметов и обычных», находящихся рядом. Возможна и тень—темное отражение от другого предмета, оказавшегося на пути света (освещенного с противоположной стороны). Кроме того, предметы могут освещаться: прямым светом (лучами солнца); рассеянным светом (солнцем в облачный день); светом, отраженным от других предметов. Освещение может падать не только спереди, но и с задней стороны. Нельзя забывать и об освещении фона. Художник часто сталкивается и с массой других ситуаций. Однако заблудиться среди них невозможно, потому что на каждую у Природы есть примеры с ответами. Будьте любопытны и внимательны — и вы все увидите и поймете. Моя же задача сводится к тому, чтобы заострить ваше внимание на подобных вопросах и познакомить с приемами и средствами, при помощи которых эпизоды жизни превращаются в художественные изображения.
Исследуем освещение и характер поверхностей цилиндра и призмы. Каждая фигура освещается одним источником света. Призма — сверху и слева Средний цилиндр — сверху и «в лоб». Правый цилиндр — сверху и чуть Все поверхности призмы плоские. У цилиндров они плоские только сверху и снизу, а бока — выпуклые. Мы подошли к важному моменту. Обратите внимание: у плоских и выпуклых поверхностей совершенно разный характер отражения света. Все плоские поверхности имеют однородную окраску, но тональность у каждой своя — в зависимости оттого, под каким углом плоскость обращена к источнику света: под прямым — самая светлая; не освещенная — темнее других; все остальные «темнеют» по мере удаления от светлой. Выпуклые поверхности, напротив, тонально неоднородны, словно покрашены Градиентной заливкой Линейного типа, где светлая зона «тянется» к источнику света, а темная — от него. Теперь будем «освещать», а заодно придадим фигурам «объемность», поскольку каркасы не способны передавать эти свойства. Все линии, которыми мы станем оперировать, будут прямыми и расположатся вертикально — обязывает форма фигур.
Обводку линий (включая каркасы) будем использовать единой толщины, но чтобы они не выглядели слишком толстыми или тонкими при уменьшении-увеличении изображений, задействуем флажок Масштаб изображения в диалоговом окне Перо контура.