Тоновый прием — формирование изображений посредством мазков, зали­ вок цветными или монохромными красками. Монохромия — окраска в один цвет, использование одного тона или то­ нальных градаций какого-либо единственного цвета. В нашем случае под «единственным цветом» подразумевается черный, а под «тональными градациями» — серые тона, то есть тона, в которых черный цвет в процентном отношении различно ослаблен и может быть доведен до бе­ лого. При изучении тонового приема в некоторых случаях я буду нарушать «чис­ тоту эксперимента» — стану применять обводку, исключительно ради того, чтобы вам было понятнее, о чем я говорю. Изучение тонового приема также будет проходить в неразрывной связи с привлечением и освоением практически всех инструментов программы CorelDRAW, что существенно расширит возможности компьютерного художника. В определенных случаях я по-прежнему буду отделять художественную ра­ боту от художественно-конструкторской ради продуктивного усвоения мате­ риала. В настоящем разделе мы будем изучать только Градиентные заливки. Сплошные заливки и Заливки Сеткой будут рассмотрены в других книгах этой серии.

ГРАДИЕНТНАЯ ЗАЛИВКА

Градиент (отлат. gradiens — шагающий) — мера возрастания или убывания в пространстве какой-либо физической величины на единицу длины. Градиентная заливка — заливка с переходом между цветовыми тонами. В CorelDRAW такой переход (по направлению, форме, числу ступеней) весьма разнообразен и может регулироваться в больших пределах. Градиентная заливка позволяет художнику с удивительной простотой и большой эффективностью осуществлять тоновой прием. Допустим, мы можем мгновенно окрасить квадрат в 256 оттенков черной краски, что заняло бы у тра­диционного художника не один час напряженного труда. Что важно — эта про-це дура совсем не обременительна для компьютера: занимает ничтожно малый ресурс. В арсенале компьютерного художника Градиентная заливка — наиважней-ш ий инструмент. Поэтому работу его будем изучать обстоятельно. Начнем с Ти­ тов Градиентной заливки. Их четыре: Линейный, Радиальный, Конический, Кв адратный. Рисуем четыре квадрата. На Панели Свойств инструмента Добавить заливку объекту назначаем каждому квадрату соответствующий тип.
tmp7B-504.jpg
tmp7B-505.jpg
Отмечу сразу, работать с Градиентными заливками посредством пане.-* Свойств крайне неудобно, потому что не видны детали процесса. Отныне мы: дем пользоваться диалоговым окном Градиентная заливка, которое раскрь е i ется нажатием клавиши F11. Наши квадраты раскрашены По умолчанию в 256 оттенков черного цвет {шагов). При желании количество оттенков можно изменить. Допустим, нам >; чется получить изображения квадратов в десяти оттенках. Снимаем Блокировг» шагов (кнопка находится справа от счетчика шагов), на счетчике выставляв» цифру 10.
tmp7B-506.jpg
ц До сих пор мы работали с Градиентной заливкой в Двухцветном режиме начальным — черным и конечным — белым), о чем свидетельствует положе­ ние переключателя Смесь цвета (Цветовой переход). Переходим в Выборочный (Настраиваемый) режим. Создадим флаг. Делается это быстро и просто. Рисуем прямоугольник. В окне Градиентная заливка поворачиваем Линейный тип Градиентной заливки на минус 90°, выставляем на счетчике шагов 3, начальному манипулятору на­значаем белый цвет, средней точке (она в положении 50%) — синий, конечному манипулятору — красный. Две-три секунды — и Российский флаг готов.
tmp7B-507.jpg
Теперь создаем трехмерный цилиндр, освещенный с фронта (строительст-во подобной фигуры мы осваивали в части I на с. 36, 37). Раскрашиваем его Градиентной заливкой с учетом рефлексов. Плоскую поверхность закрашива- ем сплошной заливкой.
tmp7B-508.jpg
О природе рефлексов. Как правило, объекты содержат несколько бликов (отблесков) — отражений от других предметов. Такое явление называется реф лексом. Не отображая рефлексы, мы не получим живых изображений. Создаем цилиндр с освещением не в лоб, а чуть правее. Для этого смещаем два средних манипулятора на 10-15% вправо. Представьте, какой объем рабо ты надо проделать традиционному художнику в подобной ситуации. Не позави дуешь!
tmp7B-509.jpg
Рассмотрим возможности Градиентной заливки по раскрашиванию шара Рисуем круг, назначаем Радиальный тип, сдвигаем центр в желаемое место Шар готов.
tmp7B-510.jpg
К сожалению, Радиальный тип градиентной заливки не позволяет получать д полнительные блики, без которых во многих случаях никак не обойтись. По-л учаем дополнительные блики другим путем.
tmp7B-511.jpg
Шар с двумя бликами я выполнил следующим образом: создал копию «од-но бликового» шара, которую кнопками Зеркального отображения перевернул по горизонтали и по вертикали, назначил Базовую Прозрачность.
tmp7B-512.jpg
Шар с тремя бликами создавал из «двубликового». Сделал копию верхнего полупрозрачного) слоя, перевернул по горизонтали. Затем каждый слой вра-щал, чтобы добиться желаемого эффекта. Чтобы «выудить» нижние (скрытые) слои для вращения, пользуйтесь кла вишей Tab.
tmp7B-513.jpg
Следующие два изображения не имеют прямого отношения к теме, но рас сказать о них стоит по трем причинам. Во-первых, эти сферы являются пря мым продолжением только что созданных шаров. Во-вторых, объемностью фантастическим содержанием они необыкновенно хороши (особенно в цвете) В-третьих, вам это может пригодиться.
tmp7B-514.jpg
Я намерен и впредь не ограничиваться рамками темы — буду вооружать ва интересными «продолжениями». Левая сфера создавалась из шара с двумя бликами следующим образом. - Разгруппировал шар, создал копию верхнего слоя, включил инструмент Про­ зрачность и задействовал Текстурный тип на Панели редактирования прозрач­ ности.
tmp7B-515.jpg
tmp7B-516.jpg
Правая сфера создавалась по той же схеме, но из шара с одним бликом. екстура на Панели редактирования прозрачности задействована другая.
tmp7B-517.jpg
tmp7B-518.jpg
Подкладку я нарисовал Карандашом, покрасил Текстурной заливкой и на значил Прозрачность Линейного типа. Раскраска подкладки: 1 — черная: 2 -50% черной; 3 — белая.
tmp7B-519.jpg
Поэкспериментируем с шарами в другом ключе: назначим им 20 шагов вме-сто 256.
tmp7B-520.jpg
Градиентная заливка неплохо справляется с багетом — планками для ра-мок, карнизов. Перед вами два примера.
tmp7B-521.jpg
Внизу те же планки с количеством шагов 25. Складывается впечатление, что ре льефные планки обрели рисунок древесины.
tmp7B-522.jpg
Пойдем дальше: более эффектно облагородим планки, для чего использу ем другой, довольно несложный прием.
tmp7B-523.jpg
Не сомневаюсь, вы разобрались: все та же Прозрачность Текстурного типа о которой мы говорили на с. 278 и 279. Использовались такие типы Текстуры
tmp7B-524.jpg
Следующие четыре декоративные планки вобрали: Текстурную Прозрач ность (5), Двухцветный узор (6), Полноцветный узор (7), Двухцветный узор (8)
tmp7B-525.jpg
tmp7B-526.jpg
К сожалению, использование Градиентной заливки ограничено из-за ее не­у мения справляться со многими художественными задачами. Особенно это бросается в глаза, когда мы пытаемся покрасить вещи, имеющие сложную кон-ф игурацию. Пример: Оболочкой прогибаем оба багета, выполненные на с. 281.
tmp7B-527.jpg
Заливка ни с места. Хочется, чтобы и она прогнулась — выглядела следую-щ им образом:
tmp7B-528.jpg
Подобного прогибания Градиентной заливки можно добиться несколькими пут ями, которые мы разберем чуть позже. Пока же предлагаю попробовать са-мос тоятельно решить эту проблему. Ничто так не окрыляет нас и не откладывается в уме, как самостоятельное реш ение вопросов!

 

 

 

 

Hosted by uCoz