ТЕХНИКА РИСУНКА
Техника рисунка — это совокупность приемов и средств, применяемых художником. Как ни покажется странным, все громадное разнообразие изображений, с которыми мы встречаемся, осуществляется всего лишь двумя приемами — линейным и тоновым. Линейный прием — формирование изображений посредством контурных линий, штрихов. Тоновый прием — формирование цветных или монохромных изображений посредством мазков, заливок.
Работая над этим пейзажем, я использовал линейный прием. Обнаженный натурщик также выполнен линейным приемом, однако стиль я избрал другой. Стиль — совокупность черт, близость выразительных художественных приемов и средств, обусловливающая собой единство работы.
Работы каждого художника имеют отличительные признаки, которые сродни почерку — индивидуальной манере выполнять начертания букв в письме. Даже при большом желании отделаться от собственной манеры изображать что-либо не так-то просто, а по существу — невозможно. И не надо этого делать, потому что манера художника — изюминка, делающая его работы непохожими на работы других. Вторая изюминка кроется в том, чтобы научиться верно передавать формы изображаемых вещей. Для этого надо быть наблюдательным, вникать в их суть, свойства, природу.
Здесь изображения обнаженной натуры также выполнены линейным приемом Разница заключается только в том, что я прибегнул к штриховке и использовал неоднородную толщину линий. Кроме того, пластика женского тела вставила меня в большей степени использовать плавные линии. В сущности, изображение, выполненное линейным приемом, представляет собой совокупность линий, внешние границы которых передают форму предмета, а внутренние — его объем. Может возникнуть вопрос: как рассматривать штриховку, которой обозначается фон? А разве окружающие предметы (пол, земля, воздушная среда — пленэр) —не объемны?!
ЛИНЕЙНЫЙ ПРИЕМ Основу линейных рисунков составляет условность —линия, которой мы отображаем контур видимых нам форм. В действительности ни один предмет в природе не имеет линий. Несмотря на условность, линейные рисунки зрительно воспринимаются как нечто вполне естественное. В чем же здесь дело, в чем секрет? Стоит вспомнить такой факт: наши глаза видят мир в перевернутом виде. Многие об этом даже и не подозревают. Для «отягченных знаниями» — процесс не поворачивается вспять. Все происходит на уровне подсознания. Видимо, в линейном способе содержится столько естественности, что организм воспринимает его за «своего», автоматически доводит до нормы, понятной эмоциональной сфере. А эмоциональная сфера реагирует на содержательную часть изображения — вызывает улыбку, грусть, смех, разочарование, десятки других приятных и не очень душевных переживаний, чувств (эмоций).
Проделайте эксперимент: покажите линейный рисунок ребенку и спросите, что нарисовано? Малыш без всякого напряжения узнает, что нарисовано, и расскажет, несмотря на то, что имеет дело с условностью, о которой еще ничего не знает. К видению мира детьми я буду обращаться не раз. Оно справедливо, поскольку не покалечено образованием. К сожалению, наше образование жестоко, потому что держит неверный тон — рассматривает мироустройство приземленными категориями, низводя на нет романтику, личностные ощущения (переживания, чувства), оптимизм, превращает индивидуумов в роботов, способных все понимать (одинаково!), красиво изъясняться (одинаково!) и видеть мир не таким, какой он есть, а таким, как он устроен.
Кстати, мир устроен гораздо сложнее, чем представляется науке. В этом вопросе наука откровенно занимает позицию глупца — отрицает само существование тех вещей, природу которых не может объяснить, например, наличие души — особой нематериальной субстанции (по идеалистической философии). Всем очевидно, что есть нечто подобное, которое делает из человеческой :соби личность. Только не науке!
Допустим на миг, что наука откроет, признает, а педагогика — возьмет эту *новость» на вооружение. Образование станет оптимистичным, ярким, любо- "ытным и добрым — почти таким, каким воспринимает окружающий мир «не-::эазованный» ребенок. Достоинства линейного рисунка. Технически несложен. Легко осваивается художниками. Четок. Воздушен. Краток в изложении. Обладатель множества разнообразных почерков. Способен передавать всю гамму душевных переживаний, чувств человека.
Хорош в сюжетных картинах. В орнаментах — неотразим. Питает слабость к природе.
Любим зрителями за организованность, вразумительность, содержательность. На книжных страницах в течение многих веков безоговорочный монополист. Пример сюжетных изображений: «Чрезвычайное собрание производителей по поводу дятла, вылупившегося из куриного яйца». Слева направо: петух Лег-"орн, птенец дятла, Банкивский петух, Бойцовый петух.
Жаркие прения с утратой лучшего пера у Леггорна и счастливый конец.
ТОНОВЫЙ ПРИЕМ
Тоновый прием технически сложнее линейного. Он способен напрямую воздействовать на эмоциональные сферы зрителя, минуя аналитический центр, благодаря своей «естественной» природе. В этом главная сила и достоинство тоновых рисунков. Перед вами пример тонового приема — женский портрет. Изображение не содержит ни одной линии или контура (по компьютерной терминологии — обводки), одни однородные краски (по-компьютерному — сплошные заливки) различных оттенков.
Цветочная композиция также выполнена тоновым приемом, но достигнута не сплошными, а градиентными заливками различного типа. Скелет человека (вид спереди, сзади и сбоку) я создавал сплошными залив ами разных оттенков, то есть использовал тоновый прием.
В настоящее время я работаю над книгой, посвященной пластической анатомии человека. В ней будут рассматриваться костная и мышечная структуры, ¦ польку именно они определяют подвижность, пропорции и колоссальное изнообразие форм в статике и движении тела человека. Компьютер дает нам уникальную возможность за две-три минуты воспроизвести взаимосвязь костей скелета в любом положении тела. Допустим, моменты «отработки техники прыжка» могут выглядеть так:
За неделю занятий по моей методике вы без напряжения (и с большим удовольствием!) научитесь создавать подобные вещи, следовательно, приблизитесь к заветному рубежу — умению изображать человека. Занятия в балетном классе можно отобразить следующим образом:
С подобной легкостью в дальнейшем вы будете работать с мышечной сис- "емой, которая определяет наши формы. Затем мы перейдем к одушевле- -»'ю — отображению внутреннего, психического мира человека со всей гаммой **~о переживаний. Мы разобрали суть и достоинства линейного и тонового приемов в чистом виде, без связи друг с другом. Однако ничто не мешает нам устанавливать эту связь в любой пропорции любыми способами. Пример простейшего сочетания линейного и тонового приемов при работе над портретом:
До сих пор рассматривалась техническая суть художественных изображений. Художественное конструирование (дизайн) держится на тех же приемах — линейном и тоновом. Перед вами два орнамента, каждый из которых выполнен тем и другим приемом:
Итак, техника рисунка — это совокупности приемов и средств, применяемых художником. Под приемами подразумевается не только сущность в двух лицах — линейный и тоновый приемы, но и способы осуществления изображений — действия или системы действий. Средств, то есть приспособлений, используемых художником, в CorelDRAW предостаточно. Традиционный художник вряд ли способен вообразить их эффективность и назначение, поскольку большинство из них не имеет аналогов в ж изни. Но и компьютерному художнику никогда не удастся исчерпать до дна зти средства в силу их многочисленности и способности трансформировать по золе мастера. На способы (приемы) программа тоже щедра. Впрочем, способами CorelDRAW не заведует, но дает нам возможность разработать их. Поэтому в собственной неповторимой манере может творить практически каждый художник, если подыщет к программе свой особый подход. Суть настоящей книги — изучение способов, которыми возможно осуществлять на компьютере работу тоновым и линейным приемами. Фактически это продолжение работы по исследованию возможностей инструментов программы CorelDRAW, начатой в первой книге, но работа более глубокая, с максимальной практической пользой для вас. Скажу сразу — количеству способов, которыми на компьютере можно осуществлять подобную работу, никогда не будет предела из-за новых разработок CorelDRAW, а также благодаря нашему и зобретательному уму и сноровке. С хрестоматийными способами реализации х удожественных изображений на компьютере и с теми, которые мне удалось р азработать, мы познакомимся.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
Несколько терминов, в той или иной степени относящихся к рисунку. Графика — искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок или — искусство рисования, в котором преобладает лилейная передача формы, в противоположность живописи, с ее более объемной тр актовкой изображаемых предметов. Рисунок — основной вид графики. Зарисовка — рисунок с натуры. Эскиз — предварительный, неоконченный рисунок, набросок. Набросок — кратковременный (предварительный) рисунок (с натуры и по п амяти), лаконично передающий самое главное в общих чертах. Этюды (они же — заготовки эскизов) — изображения, решенные цветом (красками). В то же время этюд — это рисунок, картина или скульптура, выполненная с натуры, обычно часть будущего большого произведения. «Классификация» художников. График — художник, занимающийся графикой. Живописец — художник, работающий красками. Дизайнер — художник-конструктор, занимающийся разработкой вещей, машин, интерьеров, основываясь на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты. Какое бы направление ни избрал компьютерный художник в дальнейшем, вначале он должен ешь рисовальщиком — художником, владеющим искусством рисунка. А это, прежде всего, освоение техники рисунка, которая и для графиков, и живописцев, и дизайнеров едина. Так что отнеситесь к этому вопросу с предельной серьезностью. Не забывайте чередовать занятия на компьютере с традиционным рисованием. Иначе разучитесь держать в руках карандаш.