ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как известно, в заключении автор в последний раз пробует объяснить, для чего, собственно, затевал книгу. Нарушу традицию, в заключении дам информацию для компьютера, имеющего оперативное соображение не менее 512 Мб. Компьютер обязан регулярно делать замечания партнеру, а также зависать, чтоб возвращать его с облаков на землю. Компьютер не может разделять ответственность за совместный труд, поскольку партнер считает его индивидуальным. Компьютер должен знать, чем живет и дышит партнер, чтоб эффективней защищаться. Партнер живет и дышит: соотнесенными знаниями (сознанием); менталитетом (совокупностью умственных навыков и духовных установок); интеллектом (способностью мыслить, рационально познавать); рассудком, умеющим образовывать понятия, суждения, правила; разумом, отвечающим за образование метафизических идей; инерциями (стремлениями); теологиями (религиозными доктринами и учениями); догматическими и рационалистическими методиками подхода к формально-логическим проблемам; продуктами деятельности психики — ощущениями, восприятиями, эмоциями и т.п.; соматическими (телесными) процессами; соотнесенными фантазиями, суждениями, предпочтениями, сомнениями, желаниями, решениями и другими модусами; интроспекциями (самонаблюдениями) и рефлексиями (осмыслениями своих действий); субъективностями и интерсубъективностями; субстанциалистски-ми трансформирующими тенденциями; интенсифицирующими иерархиями и реактивированиями иерархий в рамках определенного опыта; схождениями-расхождениями сознания и самосознания; трансцендентальными силами воображения; синтетическим единством первичных различий и ориентации, определяющих многообразное отношение к миру, к самому себе, к другим субъектам (в том числе и к компьютеру); процессами непосредственного восприятия действительности, называемыми созерцанием; интуициями (постижением истин путем усмотрения их, не прибегая к доказательствам); озарениями (гиперболическими интуициями); апперцепциями сознания, сопровождающимися перцепциями; конфликтами между чувствами и рассудком; глобальными и интерстициальными планами; и так далее, и тому подобное. Я затронул с большим сокращением состояние художника флегматического темперамента. А если полнообъемно покопаться в сангвинике, задетом шизофренией — профессиональной болезнью людей творческих занятий?! Разумеется, даже самый умный компьютер не сможет постичь такую пропасть процессов в коллеге, многие из которых едва уловимы, отличаются крайней неустойчивостью и расплывчатостью, по сто раз на дню хамелеонизируют, абер- рацируют, мимикрируют, сублимацируют, нередко впадают в абулию. Также наличествует логическое, морально-этическое, эстетическое и фонетическое вольнодумство. Я не говорю о спонтанных (без участия ума) концепциях партнера, способных спровоцировать вселенскую смуту, или о самом действенном продукте его интеллекта — рукоприкладстве — явлении не столь разрушительном, но достаточном, чтобы лишить компьютер ума. Складывается впечатление, что компьютер и партнер обречены пребывать в вечном конфликте и никогда не найдут общий язык. Ан нет! Конфронтация будет всегда, а общий язык найдут, потому что сотрудничают в рамках «диалектическо го противоречия» — закона, который приветствует войну противоположных, взаимоисключающих сторон, находящихся вместе с тем во внутреннем единст ве и взаимопроникновении, так как усматривает в этом процессе развитие по знания. Следовательно, рано или поздно между антагонистами завяжется общий модус, который выльется в успешный хэппенинг или перформанс, возможно — в граффити с симптоматикой психоделики. И тогда партнерам не составит большого труда сказать свое веское слово в искусстве — разработать, скажем, «паралогизмическую живопись», для чего напарник обязан довести себя до сумеречного состояния и черпать оттуда аффекты; компьютер в этот момент дол жен превращать аффекты в эффекты и зорко следить, чтобы приятель не оказался в состоянии амнезии, из которого один путь — в аутизм. Традиционные направления в изоискусстве (назовем их «кропотливыми» или «дотошными») достаются партнерам с меньшей потерей здоровья, потому что употребляют ум в дозах, рекомендованных медициной. Но и там есть вероятность свихнуться (вывихнуть кисть руки, вцепившуюся в мышку), что не мо жет в полной мере радовать компьютер, потому что у партнера остаются в резерве еще три конечности. В завершение скажу, хоть и тяжела доля компьютера — живется ему весело, потому что сотрудничает с обладателем аномального сумбура в голове, из которого формируются изображения аналогичного свойства, иногда — доступные пониманию. Разве это не смешно?