Инструмент Кривая Безье предназначен для точного построения и вычерчивания кривых. В работе над художественными изображениями он используется аздо реже Карандаша и Кисти. Но в определенных случаях инструмент Кривая Безье просто незаменим, поскольку, во-первых, меньше «навешивает» лишние узлы; во-вторых, справляется с некоторыми специфическими задачами в сотни раз быстрее и качественее других инструментов.
Например, в данном пейзаже я выполнял облака Кривой Безье. Д елается это следующим образом: Кривой Безье создаем ломаную линию с неодинаковым расстоянием между узлами, беспорядочно разбросанными по горизонтали и вертикали.
Инструментом Форма выделяем все узлы и Преобразуем в Кривую. Зате выгибаем каждый сегмент, ухватившись за его спинку, чтобы ломаная лин^ превратилась в ладный контур облака. Неплохо действовать и Направляющим» точками.
Создаем несколько ломаных линий различной конфигурации. Затем изготавливаем по копии, у каждой Ломаем кривую, Разъединяем и используем фрагменты.
В некоторых случаях Ломать кривую стоит не всю, а в определенных точках. Фрагменты помещаем в различные места, тиражируя их, масштабируя, вращая, сдавливая/растягивая по горизонтали и вертикали.
Конечно, работа требует определенных усилий, но без труда ничего путного не рождается! Карандаш справлялся бы с этой задачей намного дольше. Кривая Безье неплохо справляется с задачами по созданию листиков растений— овальных, округлых, игловидных, стреловидных. Этим мы сейчас и займемся, подключая по мере необходимости другие инструменты. Рисуем Кривой Безье половинку листика (а). Скругляем спинку справа внизу (б). Переворачиваем по горизонтали в касание с одновременным копированием (в). Объединяем (г). Листик готов. О ножке и прожилках поговорим позже.
Эту работу можно проделать гораздо быстрее и проще. К тому же мы получи пи универсальное изображение, которое легко трансформируется в листики любой формы.
Кривой Безье рисуем вертикальную линию, состоящую из двух узлов (1). пре образуем в Кривую, слегка выгибаем (2). Замыкаем ближайшие узлы прямой линией (3). Добавляем узел в нижней части правого сегмента, верхний сегмент Преобразуем в прямую (4). Делаем то же самое, но верхний сегмент не спрямляем, а чуть вдавливаем (5). Добавляем узел в средней части правого сегмента и, работая Направляй: щими точками узлов, достигаем нужной формы (6). Правый бок шестой фиг. ры обрабатываем Граблями в режимах Авто и Фиксированный (7, 8).
Переворачиваем каждую фигуру по горизонтали в касание с одновременным копированием и получаем разнообразные листики (3-8).
Чтобы листочки «ожили», их следует слегка прогнуть Оболочкой. Это можно проделать с каждым отдельно или одновременно со всеми. В последнем случае их все надо Сгруппировать.
Третий, четвертый и пятый листочки фактически готовы к употреблению. Они станут совсем живыми после покраски. Но в настоящий момент мы изучаем линейный прием, а это графика, то есть черно-белые изображения. Займем- :я тем, чтобы в черно-белом варианте листочки обрели художественность. Работаем с третьим листочком. На его базе будем создавать композицию. 1л я этого, во-первых, размножаем листочек, каждому экземпляру придаем :зою форму при помощи Оболочки, после чего Преобразуем в Кривые и бе- -,<м — красим в белый цвет (За).
Над каждым экземпляром работаем дальше. Масштабируя и сдавливая с одно временным копированием, создаем дополнительные прожилки, отчего листочки обретают рельефность и объемность (36).
Нижний слой каждого листика красим в черный цвет (Зв).
Материала достаточно, чтобы создать растительную композицию. Композиция — сочинение, составление; соединение, связь. Совмещаем листики на свое усмотрение. Вначале из линейки За. Изготавливаем черный фон из этих же листиков, переиначиваем их расположение, пс-- щаем Ниже всех.
Затем создаем композицию из листиков с двойным контуром - 3б и с за черненным слоем —Зв.
При помощи Выравнивания в режиме Центровать по горизонтали линейки листиков, созданных на предыдущей странице, можно компоновать (составлять целое из частей) в любопытные группы. Возьмите этот ход на вооружение.
Из четвертого листочка можно создать иглы сосны или ели. На ветке они могут смотреться следующим образом:
Можно изготовить ветку экзотического растения, прибегнув к тиражирова-нию : Исключению, Объединению, Оболочке.
3 конце работы ветку я покрасил в черный цвет, а обводку исключил. Используя эту ветку в различных сочетаниях с собственными дублям, можно создать массу оригинальных изображений:
В некоторых случаях простейшие действия приводят к вполне приличным эзультатам. Например, можно последовательно сблизить по горизонтали вет- у с зеркальной копией, затем повернуть оригинал на 15°, изготовить зеркаль-/ю копию и произвести аналогичные действия — содержание изображений аметно меняется.
Извлекаем фрагменты у созданных фигур прямоугольником, эллипсом или замкнутыми фигурами любой другой формы при посредстве Пересечения и строим ленточные орнаменты.
В следующей линейке череду фрагментов я покрасил белой краской и поместил на черную подкладку (поле).
Введите в привычку с каждой фигурой проводить испытания по полис программе. Во-первых, это оттачивает мастерство. Во-вторых, вы всегда будете наталкиваться на любопытные графические решения, использование которые позволит работать в неповторимом ключе. Самое удивительное здесь то, что, рекомендуя каждому, в сущности, шаблонные, трафаретные вещи, я не противоречу логике оригинальности — самостоятельности, чуждости подражательства, поскольку даже при великом желании ни у кого (даже среди миллионов художников) одинаковый результа-не получится. Стоит сказать и о другом отрадном факте. В своих работах мы можем не напрягаться, отслеживая единство стиля. Компьютер сам заботится о его безукоризненности, следовательно, прививает его нам — мало-помалу мы начинаем выдерживать стиль не по наитию (подсознательно), а осмысленно, понимая глубину, гармонию его сущности. Если фигуры или фрагменты, из которых мы складывали орнаменты, Раз-гр уппировать, Объединить и Разъединить, верхний слой удалить, а остальное Сг руппировать, мы получим новый ряд изображений. Пример с фрагментом пос ледней линейки орнамента:
Справа — верхний слой. Кстати, у некоторых Разъединений он вполне готов для ис пользования в работах. В других случаях слой можно доработать. Иссле-дуем некоторые направления доработки.
У верхнего слоя (будем называть его исходной фигурой) Выделяем все уз-лы. Пр ео6разуем в прямую (1). Создаем копию исходной фигуры, пропорцио-нально уменьшаем ее и исключаем часть оригинала (2). Аналогичную работу проводим с первой фигурой (3).
Вторую фигуру поворачиваем на 90° с одновременным копированием, все Объединяем (4). Подобным образом поступаем с третьей фигурой (5). Первую фигуру поворачиваем на 90° с одновременным копированием, все Соединяем (6). Проделываем те же преобразования с исходной фигурой (7). Поворачиваем первую фигуру на 90° с одновременным копированием, Объединяем все (8 Аналогично поступаем с исходной фигурой (9). Создаем копию восьмой фигуры, уменьшаем ее и исключаем часть оригинала (10). Действуем так же и с девятой фигурой (11). Седьмую фигуру Разъединяем, Группируем (12).
Масштабируя одиннадцатую фигуру с одновременным копированием и поворачивая дубли на 45°, получаем такие изображения:
Два других случая Разъединения, когда верхние слои вполне готовы для /потребления, а также для дальнейших преобразований:
Теперь рассмотрим Разъединения изображений, созданных на с. 110-112, без вер хних слоев.
Подобные изображения (в целом виде и по частям) могут служить неплохим материалом для графиков и дизайнеров. Поработаем с данными изображениями — создадим ленточные, замкнутые, сетчатые орнаменты, а также виньетки, багет, заставки, концовки, буквицы. Начнем с ленточных орнаментов. Будем создавать их из целых фигур, а так-из фрагментов, извлеченных замкнутыми фигурами, либо методом удале-отдельных элементов или их перестановки.
Изготавливаем замкнутые орнаменты. Обязательно испытайте все изображения и сохраните удачные результаты.
Строим сетчатые орнаменты.
Теперь позаимствуем у сетчатых орнаментов «одежду» для букв при помо щи Пересечения.
Такие украшения годятся, в первую очередь, для буквиц. Изготавливаем планки для картин (багет), подрезаем их торцы под 45° и :: бираем прямоугольные и квадратные рамки.
Для тренировки сообразительности неплохо заплести рамки подобным образом. Фигуры, представленные на с. 159-160, и есть виньетки, из которых можно создавать более замысловатые украшения. Несколько примеров подобного ро-да решений:
Поработайте в этом направлении самостоятельно — изготовьте по 15-20 • орнаментов на базе каждой фигуры. Займемся изготовлением заставок и концовок с самой простой из займе вованных фигур со с. 160 — она слева. Во-первых, ее можно видоизмени" Оболочкой, а затем работать с каждым из получившихся образцов.
Во-вторых, повернув на 90°, сближать с зеркальной копией до небольшо" наложения и эту конструкцию тиражировать также с небольшим наложением.
В-третьих, можно проделать то же самое, развернув исходную фигуру к 180°, а затем, Разгруппировав и Соединив все, Пересечением выбирать разли - ные фрагменты.
Вернемся к художественной работе с листиками, которой занимались на с . 150-151. Из третьего и пятого изображений создадим кусты камыша и других о соковых растений. Куст (в данном случае) — травянистое растение с несколькими расходящимися от земли стеблями. Стебель — часть растения (у травянистого — от корня до вершины), имеющая ответвления, несущие листья, почки и цветки. Осока — многолетняя (обычно болотная) трава с твердыми узкими и длин-н ыми листьями.
Сэздать подобные изображения вам вполне под силу. Может возникнуть одна проблема: как переламывать листик? Очень просто. Поместите прямо-уголь ник в той части листика, которую хотите переломить, извлеките ее Пере-сечен ием, отрежьте Исключением и поверните соответственно замыслу. Из пятого листочка создаем ветку декоративного растения, а из ветки скг s дываем композицию.
Теперь сделаем ножку для шестого, седьмого и восьмого листиков. Криво» Безье рисуем ножку (а), часть узлов у нее Преобразуем в кривую и делаем Гладкими (б), помещаем в нижней части листика (в), Объединяем (г). Теперь Объединяем с седьмым и восьмым листикам (д, е).
Займемся прожилками. Рисуем их Кривой Безье и Соединяем (1). Если у Соединения выделить Формой все узлы, Преобразовать в кривые и сделать Гладкими, прожилки приобретут другой вид (2).
Можно материализовать прожилки — сделать их замкнутыми объектами. 1~я этого подключаем инструмент Интерактивный контур. Назначаем: контур — >аружи, Шаги контура — 1, Смещение в контуре — 0,2 мм, Цвет контура — «сный, Цвет заливки — белый (3). Разумеется, параметры могут быть иные. Затем сложившееся изображение Разъединяем и удаляем Соединенные про- * ~«и (4).
Изображения, сформированные Интерактивным Контуром, страдают боль-шим недостатком — содержат много узлов. Избавиться от них несложно: выде-лите все узлы и произведите Сглаживание кривой на 10-20%.
Создать ветки из шестого, седьмого и восьмого листиков, снабженных н: * ками и прожилками, несложно. Проделайте эту работу самостоятельно, а • ¦: займемся их компоновкой в ином ключе. Работаем с шестым листиком (а). Слегка плющим его (б). Выгибаем Об:- ломкой в режиме Простая дуга (в). Слегка подрезаем ножку (г).
Изображение (г) поворачиваем на 60° и тиражируем по вертикали с небольшим просветом, верхний экземпляр слегка поворачиваем по часовой стрелке, все Группируем (1).
Создаем зеркальную копию в касание, которую чуть приподнимаем ввер« (2). Рисуем Кривой Безье клинообразную ножку (3). Размещаем ножку в середине второго изображения (4). Все Объединяем (5). Красим черной краской, исключаем обводку (6). Работаем Оболочкой с последним (6) изображением. Удерживая клавишу Ctrl, в режиме Прямая линия перемещаем центральный узел на горизонтальной спинке вниз (7). Удерживая клавишу Ctrl, в режиме Простая дуга перемещаем центральный узел на горизонтальной спинке шестого изображения вверх (8). Удерживая клавишу Ctrl, в том же режиме перемещаем центральный узел на го- эизонтальной спинке пятого изображения вниз, а затем в режиме Двойная дуга вверх (9).
У каждой фигуры в режиме Простая дуга сближаем угловые узлы (верхние -лжние) до соприкосновения, а центральные узлы на вертикальных спинках изводим — получаем следующие изображения:
1 74 Техника рисунка Теперь плющим 6, 7, 8 и 9 фигуры по горизонтали и обрабатываем их раз личными режимами Оболочки. Работаем так же и с нижним рядом фигур, соз данных нас. 173.
Если мы будем работать в подобном ключе с листиком (д) — с. 170, — то получим следующую картину:
Этого материала достаточно, чтобы создать много интересных работ.
Теперь рассмотрим более простой и достаточно эффектный способ получения веток с крупными, сильно рассеченными листьями — перистыми и веерообразными. Рисуем Кривой Безье продолговатое изображение, напоминающее гребенку (1). Создаем зеркальную копию в касание (2). Все Объединяем (3). Исключаем обводку, черним (4). Плющим (5). Выделяем Формой все узлы, Преобразуем е Кривую, делаем гладкими (6).
Четвертое, пятое и шестое изображения деформируем Оболочкой.
Экспериментируем с четырьмя изображениями (1), которые белим и наде ляем обводкой. Создаем копии, переворачиваем их по вертикали (2), Соединяем с оригиналами (3).
Поворачиваем каждую фигуру (3) на 30° с одновременным копированием и Повтором тиражируем до получения симметричного изображения. Затем все элементы Объединяем.
Каждую фигуру (3) деформируем Оболочкой в режиме Простая дуга (растягиваем по горизонтали в центральной части).
Каждое получившееся изображение поворачиваем на 90° с одновременным копированием, Соединяем с оригиналом.
Фигуры черним и назначаем минимальную обводку — Волосяную.
Поворачиваем каждую фигуру на 45° с одновременным копированием, Соединяем с оригиналом.
Теперь экспериментируем с изображениями (с. 179), обработанными Обо- лочкой (я проделаю это с одним). Наделяем белой обводкой и всячески сочета ем с копиями. Затем тиражируем по горизонтали — создаем ленточные растительные орнаменты.
Не забывайте производить выборку фрагментов при помощи Пересечения, а Исключением избавляться от лишних элементов.