Штриховка

Штриховка плоских поверхностей производится линиями, равноудаленными друг от друга. Тональность поверхностей достигается за счет уменьшения или у величения интервала между линиями. Осуществляется это просто и быстро различными путями. Рассмотрим два самых ходовых, во многом схожих друг с другом. Впоследствии вы будете час-то к ним прибегать. Путь 1 1. При помощи клавиши Ctrl и левой кнопки мыши создаем Карандашом вертикальный отрезок прямой. Придерживая клавишу Ctrl, слегка перемещаем отрезок по горизонтали и щелкаем правой кнопкой мыши — делаем копию. За- тем, неоднократно задействовав Повтор, создаем штриховку, Группируем все Чтобы ускорить повторение, пользуйтесь сочетанием клавиш Ctrl+K. 2 Создаем две копии штриховки. Первую сдавливаем (плющим) слегка по горизонтали. 3. Вторую плющим сильнее.
tmp7B-62.jpg
Помещаем «плоские поверхности» (прямоугольники) в среду штриховок и Пересч ением получаем три изображения разного тона.
tmp7B-63.jpg
Эти поверхности можно состыковать — соединить вплотную (1) или перекосить у сложившегося изображения бока, что делается при помощи Указателя и боковых манипуляторов скоса в режиме вращения объекта (2).
tmp7B-64.jpg
Путь 2 1. Рисуем отрезок прямой, делаем копию и относим по горизонтали на значительное расстояние. 2. Инструментом Перетекание делаем переход из одной прямой к другой с заданным числом шагов. В первом случае я выставил цифру 30, во втором — 50, в третьем — 70. 3. Далее работаем «по накатанному».
tmp7B-65.jpg
Препятствие возникает в одном: перед тем как получать фрагменты Извлечением, штриховки следует Разбивать на части, а затем Сгруппировывать. Создается впечатление, что первый Путь сложнее второго. В данном случае э то так. Бывают обстоятельства, когда конструирование довольно интересных в ещей достигается только Первым путем. Эти ситуации мы обязательно рас- :иотрим в свое время. Вернемся к обработке каркаса призмы штриховкой. Каждую заготовку ш тоиховки располагаем под соответствующей гранью Сгруппированной призмы (1), Выделяем грань, воспользовавшись клавишей Ctrl, и Извлекаем необ-хо димый фрагмент, указав на штриховку (2).
tmp7B-66.jpg
Заметьте: левую и верхнюю поверхности я не штриховал (3), потому что эти пло скости в равной мере и больше других освещены.
tmp7B-67.jpg
Мы можем и эти поверхности штриховать в зависимости от обстоятельств освещения, а также тональности материала, из которого «изготовлена» призма (4,5,6). То есть сама призма может быть черной, серой, белой, любого другого цвета Здесь мы сталкиваемся с новым обстоятельством — каким образом штри­ховать верхнюю плоскость: вертикальными линиями (7), горизонтальными ли­ниями (8), под каким-либо углом (9). 7 8 9
tmp7B-68.jpg
Штриховку, расположенную вертикально, отвергаем сразу — она превращает призму в граненый стакан. Горизонтальная штриховка плохо смотрится. Штриховка, расположенная под углом и параллельно граням, наилучшим образом передает освещенность и тональность верхней поверхности. Что касается граненого стакана, то создается он в считаные секунды. Делаем копию всех граней призмы (включая штриховки), переворачиваем по горизонтали и смещаем по вертикали до полного наложения на восьмиугольник (1). Восьмиугольником Извлекаем нужную часть (2).
tmp7B-69.jpg
Почему нужно переворачивать копию граней? Потому что «удар» света внутри стакана приходится на противоположную сторону. Теперь займемся штриховкой цилиндров. Техника штриховки выпуклых по­верхностей существенно отличается от штриховки плоских. У плоских поверх-но стей зависимость между штрихами симметричная, а у выпуклых должна бы ть логарифмической. Разобраться с этим вопросом нам лучше всего помогут фигуры, создавае-мы е инструментом Спираль. Рисуем две спирали, состоящие из двадцати оборотов: первую в режиме Си мметричная, вторую — в Логарифмическом с Коэффициентом расшире-ни я 15.
tmp7B-70.jpg
Для Симметричного режима спирали характерно то, что расстояние между двумя смежными витками одинаково для всей спирали. В Логарифмическом ре жиме это расстояние равномерно увеличивается — пропорционально Коэффициенту расширения. Аналогичным «характером» должны обладать и группы прямых либо кривых линий. Три примера логарифмической штриховки:
tmp7B-71.jpg
Создавать логарифмическую штриховку можно разными путями. Рассмотрим два из них — наиболее простых. Путь 1. Рисуем Карандашом вертикальный отрезок прямой. Придерживая клавишу Ctrl, перемещаем его по горизонтали на значительное расстояние и щелкаем правой кнопкой мыши — делаем копию (для наглядности они на рисунке с толстой обводкой). Отрезки Выделяем, а затем, ухватившись за манипулятор на спинке и используя клавишу Shift, плющим с двух сторон. Далее, задействовав Повтор или клавиши Ctrl+K, создаем две зеркальные логарифмические штриховки. Одну из них за ненадобностью удаляем, а вторую Группиру­ем, чтоб не «рассыпалась».
tmp7B-72.jpg
Если будем плющить с одной стороны, получим логарифмическую штриховку со «спокойным» коэффициентом расширения, или Ускорением, и стопку линий, расположенных особняком. Стопку следует удалить, а остальное Сгруппировать.
tmp7B-73.jpg
Можно получать логарифмическую штриховку не только методом сдавливания двух отрезков, но и путем их растягивания. Путь 2. Рисуем отрезок прямой, делаем копию, которую перемещаем по го-р изонтали на какое-то расстояние. Инструментом Перетекание создаем пере-х од из одной прямой к другой с заданным числом шагов (в данном случае 30). В о кне Ускорение объекта и цвета выставляем Ускорение (коэффициент расши-р ения).
tmp7B-74.jpg
Теперь будем наносить штриховку на цилиндры. Начнем с цилиндра, освещёННОГО «В ЛОб».
tmp7B-75.jpg
Создаем зеркальную копию логарифмической штриховки, сближаем с ори- ".чалом настолько, чтобы получился просвет чуть больших размеров, чем начальные промежутки у обеих штриховок. Помещаем каркас цилиндра по центру _триховки. Штриховку плющим или растягиваем по горизонтали до полного заполнения цилиндра. Нижней частью цилиндра Извлекаем штриховку. Цилиндр, освещенный «в лоб», готов. Рассмотрим, как наносится штриховка на боковую поверхность цилиндра, освещенного не «в лоб», а левее. Также создаем зеркальную копию логарифмической штриховки. Сближаем ее с оригиналом настолько, чтобы получился просвет чуть ббльших размеров, чем начальные промежутки у обеих штриховок (в пунктирных прямоугольниках — левая и правая части штриховки).
tmp7B-76.jpg
Помещаем каркас цилиндра в правую часть штриховки. Штриховку плющим или растягиваем по горизонтали слева, за счет чего «регулируем» не только направление освещения, но и создаем ббльшую или меньшую плотность штрихов. В некоторых случаях следует «автономно» плющить/растягивать каждую половинку штриховки. Наконец боковиной (нижней частью) цилиндра Извлекаем штриховку.
tmp7B-77.jpg

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz