Если работу инструментов CorelDRAW оценивать человеческими меркам, то все они без исключения являются прекрасными специалистами, добросове стно выполняющими свои обязанности. Треть из них — узкие специалисты. Например, Прямоугольник — виртуоз по изготовлению прямоугольников .¦ скруглению у них углов, но ничего не смыслящий в других сферах компьютер ного производства. Вторая треть — специалисты широкого профиля. Например, Многоугольник — способный производить не только многоугольники / звезды, но и затейливую продукцию из многоугольных болванок. Наконец, по следняя треть — многостаночники, универсалы, на все руки мастера. Среди ни i несколько особо одаренных, способных радикально модернизировать компью терное производство. К сожалению, одаренность не обладает талантом глупца — выставлять напоказ все, что имеет. Так и проживают свой век отдельные инст рументы-гении, будучи нереализованными в полной мере. Одним из одаренных инструментов является Линза. Мало кому приходит в голову, что, помимо выполнения обширного ряда ответственных поручений она умеет справляться с задачами, которые относятся к разряду неразреши мых. Простой пример: у квадрата, покрашенного Градиентной заливкой, мы из влекаем Пересечением фрагмент, в полной уверенности, что получим соответствующую часть заливки (1), а получаем ту же заливку (2). Неразрешимую задачу (1) в мгновение ока решила Линза.
Именно Линза помогла мне справиться с проблемой, с которой мы столкну лись нас. 283.
Делается это исключительно просто. Красим прямоугольник (любой другой формы фигуру) Градиентной заливкой, устанавливаем рамку необходимой конфигурации в то место, которое нас интересует. В строке меню Эффекты от--;рываем окно линзового докера. В списке режимов Линзы находим Увеличе ние, выставляем Кратность 1,0 (что означает — без увеличения) и активируем оежим Замороженный (Фиксация) — наша форма мгновенно вбирает фраг мент Градиентной заливки.
Конструкцию Разгруппировываем, удаляем лишние слои. Форма становит ся полноценной замкнутой фигурой, которой можно назначать обводку, пере иначивать Градиент и т.д. Фигуры, побывавшие в Линзе, обладают удивительным качеством — они :пособны передавать приобретенные свойства другим объектам, создаваемым на их базе, методами тиражирования, Копирования свойств, Пересечением, ря дом других операций. В некоторых случаях Линза способна подменять инстру менты, наделяя создаваемые или обрабатываемые объекты своими замечательными качествами. Обстоятельно рассмотрим способности объектов с Градиентной заливкой обработанных Линзой. Красим круг 10-процентной Градиентной заливкой Линейного типа. Пово рачиваем на 45° и видим, что заливка расплылась — вместо пяти белых полос остались три (1). Тот же круг с Градиентной заливкой обрабатываем Линзой, для чего создаем копию круга и чуть уменьшаем ее в размерах. Разгруппировываем, удаляем лишние элементы, назначаем обводку, поворачиваем на 45°. Видим, что заливка осталась в неприкосновенности (2).
Секрет кроется в том, что в первом случае кроме поворота на 45 е ничего не происходило, во втором — сработал Сдвиг (Планшет) на 14%.
Такой логически выверенный Линзой эффект дает возможность работать с Градиентной заливкой в более широком диапазоне. Например, мы с легкостью можем создавать цветки, используя ту же Градиентную заливку Линейного типа. Изготавливаем лепесток цветка в двух экземплярах. Один красим, Скопиро вав свойства заливки у традиционного круга, другой — у обработанного Лин зой. Вращаем каждый по кругу с одновременным копированием. В первом :лучае получаем цветок с неодинаковой раскраской лепестков, во втором — с эдинаковой.
Этот эффект незаметен на Градиентных заливках Радиального и Конического типа, поскольку те и другие (в большинстве своем) симметричной природы. В подобных раскрасках цветки смотрятся так:
Рассмотрим другие возможности Линзы. Красим квадрат Градиентной за ливкой Радиального типа. Чуть уменьшаем изображение с одновременным копированием и обрабатываем Линзой. Затем разбираем Линзу — Разгруппи ровываем, удаляем лишние элементы. Надо помнить, что свойства Линзы частично теряются, если объект, предна значенный для использования в качестве Линзы, больших или одинаковых раз меров с изображением, на который наводится Линза. Изготавливаем несколько фигур различной конфигурации, которыми из влекаем Пересечением фрагменты у изображения, обработанного Линзой. Ви дим, что операция Пересечение унаследовала свойства Линзы: фрагменть взяли у Градиентной заливки переходы, на которые были наведены (1). Обычный режим восстанавливает заливку (2).1 Из полученных фигур строим замкнутые и ленточные орнаменты.
Если заменять Радиальный тип Градиентной заливки Коническим то орнаменты будут выглядеть так:
Ни Исключение, ни повторное Пересечение, ни работа Ластиком не изменя ют выхваченный фрагмент Градиентной заливки.
Проделаем эксперимент, свидетельствующий об исключительных способностях Линзы. Красим квадрат 10-процентной Градиентной заливкой Квадрат ного типа с углом 45° и сдвигом порядка 30%. В черный угол помещает 1 прямоугольный треугольник с одинаковыми катетами (1). Извлекаем фрагмен-посредством Пересечения (2). Затем извлекаем фрагмент посредством Линзы (3). Как видите, Пересечение восстанавливает Градиентную заливку, а Линза верно справляется с поставленной задачей.
Из каждой полученной фигуры методом зеркального тиражирования и поворотов с копированием строим квадратные конструкции, состоящие из восьми элементов.
Выделив обе конструкции, меняем у Градиентной заливки сдвиг с 30 на 0%.
Назначаем обеим конструкциям заливку Радиального типа. А затем назна чаем обеим Градиентную заливку Конического типа.
Как видите, разница ощутимая. Теперь будем работать с конструкцией, обработанной Линзой, поскольку с поведением конструкции, полученной традиционным путем, вы неплохо знакомы. Конструкции, покрашенной Градиентной заливкой Квадратного типа на значаем: сдвиг 5% (1), сдвиг 10% (2), сдвиг 15% (3), сдвиг 18% (4).
Из каждого изображения (включая пример со сдвигом 0%) создаем ленточ ные орнаменты.
Из ленточных орнаментов делаем сетчатые (у меня без первого).
Аналогично работаем с конструкциями, покрашенными Градиентной залив кой Радиального типа.
Если у исходных фигур (с коническим и радиальным типом заливки) извлечь фрагменты аквадратами, повёрнутыми на 45, а извлечения поеврнуть на 45, то получим несколько заливок несколько другого характера (изобрадения справа в каждом ряду). Дляэтого следует в диалоговом окне градиентная заливка обнулить сдвиги центров.
Работаем с полученными фигурами так же, как с исходными изображения ми на с. 362-363.
Если у изображений с Квадратным типом Градиентной заливки поменяв угол на 45°, они будут выглядеть так:
Теперь рассмотрим, как ведет себя во вращении Градиентная заливка Квадратного типа, обработанная Линзой. Создаем сектор с углом 30° в трех экземплярах. Один размещаем вверху, другой — в центре, третий — внизу квадрата, обработанного Линзой, с Градиентной заливкой Квадратного типа с углом 45° и сдвигом 33%. Каждым секто ром извлекаем фрагмент при помощи Пересечения.
Установив центр вращения в нижних точках, вращаем фигуры с копирова нием через 30° до заполнения (верхний ряд). Сложившиеся изображения поворачиваем на 15° (нижний ряд).
У каждой фигуры извлекаем квадратом при помощи Пересечения фрагмент. Из полученных изображений строим ленточные орнаменты.
Обратите внимание: орнаменты во многом схожи, но каждый имеет свое лицо. Теперь выделяем все орнаменты и меняем угол Квадратной заливки с 45° наО.
Следующие действия — меняем сдвиг с 27 на 0%. Создайте изображения ее сдвигом 15-20% — картина будет другая.
Переходим к другим типам заливки. Красим Линейным. Демонстрирую с уг лом 0°. Вы дополнительно поэкспериментируйте с 90-градусным, а также ис пытайте различными процентами сдвига.
Перекрашиваем линейки в Радиальный тип с нулевым сдвигом.
Назначаем Радиальному типу сдвиг 20%. Испытайте с другими процентами сдвига — каждый раз произойдут изменения.
Наконец, красим линейки Коническим типом. В трех последних орнаментах рисунки во многом перекликаются с тремя верхними, поэтому работаем с угла ми и сдвигом центра по вертикали и горизонтали.
Поработайте самостоятельно со сдвигами центра и углами других типов градиентной заливки — получите много новых решений. Проверить значимость Линзы в работе, которой мы только что занимались несложно. Проделайте тот же путь, исключив единственную начальную опера цию— не обрабатывайте исходный квадрат Линзой. Результаты будут жалкогс вида. А когда-то казались вершиной совершенства. Все познается в сравнении! Теперь из тех же квадратиков строим сетчатые орнаменты. Я демонстрирую в сокращенном виде.
Работаем в том же режиме, как с ленточными орнаментами. Меняем и за ливки с 45 на 0°:
Меняем сдвиг с 27 на 0%. Дополнительно поработайте со сдвигом 10, 15, 20%.
Перекрашиваем сетчатые орнаменты в Градиентную заливку Линейного типа.
В этих трех орнаментах я использовал сдвиг 0%. В трех следующих орнаментах я применил сдвиг 10%. Поэкспериментир те еще и с 90-градусным углом, а также с различными процентами сдвига
Перекрашиваем в Радиальный тип с нулевым сдвигом
Обратите внимание: рисунки изображений каждый раз другие. Назначаем Радиальному типу Градиентной заливки сдвиг 20%.
Выберите другие проценты сдвига - каждый раз получится новая картина.
Наконец красим орнаменты Коническим типом Градиентной заливки.
В двух последних орнаментах рисунки во многом перекликались с другими, поэтому я исключил у Градиентной заливки в Смеси цвета (Цветовом переходе) 50-процентный манипулятор. Как видите, простейшее действие некоторым образом изменило картину. Возьмите на вооружение этот прием. В диалоговом окне 10-процентная Градиентная заливка после исключения 50-процентного манипулятора выглядит следующим образом:
Орнаменты с новой заливкой Радиального типа приобретают ббльшую на сыщенность. Сравните с рис. на с. 378, внизу.
Другой прием, способный изменить картину. До сих пор мы пользовались 10-процентной Градиентной заливкой, у которой Цветовой переход начинался с черной краски (изображение слева). Перекрашиваем, чтобы переход начинал ся с белой (изображение справа).
В таком случае светлые места темнеют, а темные — светлеют. Пример с тремя изображениями (верхний ряд — традиционная покраска):
У нас в запасе еще эксперименты с 5-процентной и другими Градиентными заливками, а также опыты с нанесением прозрачных слоев.
Попробуйте самостоятельно поработать в этих направлениях, а также найти применение уникальному свойству Линзы в других областях. Помните: потенциал объектов, обработанных Линзой, колоссален. Теперь рассмотрим возможности Линзы в ситуациях, с которыми мы столк нулись в разное время. На с. 331 перед нами возникла проблема (1), которая (вы теперь это знаете!) свободно решается при помощи Линзы (2).
Именно Линзой мы можем без труда извлечь любой фрагмент из пакета, образованного Перетеканием, причем в том виде, каким он смотрится. Для это го ничего не надо Разъединять, что необходимо, чтобы заработало, скажем, Пересечение. Впрочем, Пересечение в данной ситуации не подходит (1). Рассмотрим ситуацию, заинтересовавшую нас на с. 296. При смещении по лупрозрачных слоев образуются новые рисунки, которые хотелось бы зафик сировать. Традиционным путем ничего не получается — заливки обретают изначальный вид (1). Опять же Линза позволяет нам справляться с этой задачей без всяких усилий (2).
Однако надо знать, что прозрачные объекты преобразуются Линзой в точеч ные изображения. Чтобы этого не случилось, перед использованием Линзы ис ключите Прозрачность, а по завершении — задействуйте.